Абдиев Александр (ynaklich) wrote,
Абдиев Александр
ynaklich

Отчет о поездке в Азеево 3 июня 2006 года

Алёшино–Азеево

Ну, вот и удалось совершить давно задуманное путешествие. Еще зимой мы с моим другом из Казани Тимуром, собирались посетить несколько сел Рязанской области, в которых раньше жило преимущественно татарское население, поговорить с местными жителями, собрать информацию по истории сел. В пятницу 2 июня 2006 года, с трудом вырвавшись из Москвы, к ночи мы достигли Бастаново, где заночевали у моих родственников. В планах на субботу 3 июня было посещение сел Алёшино и Азеево.

Утром 3 июня в начале 9 утра мы уже оставили автомобиль у входа на татарское кладбище села Алешино. Сначала обследовали его старую часть, которая была отделена от прочей территории внутренним рвом. Старая часть кладбища имела небольшую площадь около 50х50 метров, в то время как все кладбище занимало площадь не более 80х100 метров. Предметом нашего тщательного поиска были старые татарские надгробия. Таких надгробий, с сохранившимися надписями мы обнаружили три (см. фотографии)
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429152/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429294/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429583/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429680/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429759/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28429890/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28430264/
также нашли два камня совсем без записей. Такое небольшое количество уцелевших памятников объясняется тем, что Зират (тат. кладбище) находится рядом с трассой Шацк–Сасово и раньше, когда была беспутица, водители использовали татарские надгробия для проезда по наиболее сложным и разбитым участкам дороги. На кладбище в основном захоронены Тюменевы, это татары-жители села Алёшино (а точнее дер. Ишеева Гора), есть также надгробия с фамилиями Кудяковых, Сакаевых и Маматкозиных (две последние фамилии распространенные в татарских селах Большой Студенец и Теньсюпино). Затем мы заехали непосредственно в само село, нашли дом одного из Тюменевых. Он нам радушно рассказал, что в Алёшино к настоящему моменту осталось около 5 жителей татарской национальности. Показал, где раньше стояла деревянная мечеть и рассказал, что дома татар до революции все располагались по левую сторону от дороги, ведущей в сторону Ямбирно. Татарская часть села раньше называлась, как уже упомянуто выше, Ишеевой Горой, по имени старейшины Ишея. После этой встречи мы разыскали Тюменеву Амину Хамзинишну, ок. 1933 г.р., бывшую учительницу русского языка, при участии которой была написана статья И. Шатилова «В селе Алешино» (Наука и религия. – 1969. – № 7. – С. 55). Познакомились, мило пообщались, но не почерпнули никаких новых сведений, выпили чая и отправились в Азеево.
Азеево находится где-то в 30 км к северо-востоку от Сасово. Перед въездом в село установлен свежий указатель (см. фотографию http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426338/), который совершенно очевидно был изготовлен при поддержке правительства Республики Татарстан. 1646 год указан как год основания села, а также упомянуто, что в этом селе родился Табеев Ф.А. (Табеев Фикрят Ахметжанович. Родился в 1928 году в селе Азеево, ныне Ермишинского района Рязанской области, член партии с 1951 года. Ассистент, преподаватель кафедры политэкономии Казанского госуниверситета (1950–1954), слушатель курсов повышения квалификации преподавателей при Московском университете (1954–1955), заведующий отделом науки, школ и культуры Татарского обкома партии (1957), первый секретарь Татарского обкома партии (1960–1979), посол СССР в Афганистане, работал в Совете Министров РСФСР.) Указатель мы сфотографировали, задумка и исполнение прекрасное, но вот дата основания села вызывает много вопросов (информация с сервера Всероссийского генеалогического древа: АЗЕЕВО село Ермишевского района, в 20 км к юго-западу от Ермиши, в 4 км от правого берега Мокши, при ручье Азеевка. До 1923 относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губернии. Имеет двойное название – «Адже–Азеево». Основано служилыми татарами в XVI веке. Впервые упоминается в 1527. В 1595 учрежден ям – почтовая станция, на которой меняли лошадей проезжающим по Касимово-Елатомо-Темниковскому тракту. В 1649 принадлежало помещикам Бисюриным, в 1744/67 гг. – Маматову и Тугушеву. Согласно легенде, название происходит от похороненной в этом месте девушки Азизы.). Добрались до центра села, сфотографировали старую и новую мечети (см. фотографии).
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426619/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426475/
Зашли в местную школу, чтобы узнать что-нибудь об истории и нас направили к Бурнашеву Умиду Хасановичу (вот он на фото http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426698/). После того, как мы познакомились и рассказали о цели нашего визита, он поделился с нами своими сведениями. Село было основано гораздо раньше, чем в 1646 году. По легенде, распространенной среди жителей села, богатые татары, возвращались из хаджа в Мекку, и по дороге заболела и умерла одна из дочерей, по имени Азиза (по-второй версии касимовский царевич с дочерью Азизой). Ее похоронили рядом с существовавшим селом. А честь нее село и назвали Азеево. Но село названо, скорее всего, от слова «азей», то есть хаджи, мусульманин, посетивший Мекку (История Татарии в документах и материалах. – М.: Соцэкгиз, 1937. – С. 133, прим. 40) Возможна следующая цепочка Хаджи – Аджи – Адже – Азеево. Вероятно среди первых основателей села были такие хаджи. Пока в селе не появился мулла, покойников возили хоронить в Касимов. Затем, с появлением муллы и мечети основали собственное кладбище. Еще одна легенда связана с тем, что Иван IV Васильевич Грозный послал солдат для крещения татарских сел, которые, окрестив население соседней деревни Торопово, подступили к Азеево, где в тот весенний период было половодье. Местные жители были готовы оказать сопротивление, но крестители и сами не решились вступить в село. Оставлю эту легенду без комментариев. Он также поведал о том, что по причине относительного однообразия азеевских фамилий, у каждого рода имелось и до сих пор сохраняется свое прозвище (например, сяпой, насыр, али, кучат и др.). Данные прозвища также указываются и после фамилии на некоторых надгробных памятниках на местном кладбище. Знание родового прозвища помогло моему товарищу Тимуру найти жену, его родственника. И мы отправились к Фариде Ханифовне Бисеровой (Бекбулатовой) 1928 г.р. (вот она на фото http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426754/)
Местные подростки помогли нам отыскать дом бывшей учительницы местной школы. Первоначально она встретила нас достаточно насторожено, аккуратно расспросила кто мы и откуда, где работаем и где учились. Мы попросили ее немного рассказать о некоторых жителях села, и она пригласила нас в свой дом. После непродолжительных расспросов она, видимо убедившись, что интерес к истории Азеево у нас не праздный, показала несколько тетрадей, в которые она переписывала все статьи по истории родного села, попадавшиеся ей в газетах и журналах. Она нам любезно позволила переснять самые интересные из ее записей, относившиеся к периоду до начала XX века. Рассказала нам о том, что рядом с Азеево нашли курганы, один крупный и второй поменьше. В советское время приезжали археологи и во время раскопок обнаружили в курганах наконечники стрел и копий, курганы относились еще к периоду до XII века. По легендам на этих курганах жили богатыри. Так же она рассказала, что знает, где могила той легендарной девушки Азизы. Она также поведала, что род Бекбулатовых произошел от людей из окружения касимовского царевича (В Бек-Булате текла благородная кровь чингизидов. Он был прямым потомком ханов Золотой Орды, сыном последнего золотоордынского хана Ахмата. В родословной книге о нем значилось: "Из рода большие Орды царей". В 1558 году Иван IV пригласил татарского царевича Бек-Булата из Ногайской орды к себе на службу. Возможно, русский царь хотел таким образом потешить свое самолюбие (ведь к нему на службу ехал потомок тех самых суровых владетелей, которым двести с лишним лет со страхом служили предки Ивана Грозного), может, он решил противопоставить высокородного татарского царевича менее родовитым крымским ханам, – все это лишь предположения. Достоверно известно, что Бек-Булат в 1563 году участвовал в военном походе под Смоленск. Но только он прослужил московскому царю недолго, в 1566 году его уже не было в живых. Хан Бек-Булат "голову положил на государевой службе". После его смерти, как того и следовало ожидать, служить продолжал сын, Саин-Булат. В официальных документах он именовался астраханским царевичем. В конце 60-х годов в его судьбе произошел первый взлет. Иван Грозный сделал Саин-Булата ханом в Касимове.). Мы поблагодарили Фариду Ханифовну за столько полезных сведений и уже начали собираться, сказав, что у нас еще много планов и что мы хотели бы посетить и курганы, и кладбище, и могилу Азизы. Тут Фарида Ханифовну вызвалась нам показать все эти места, объясняя это тем, что без нее отыскать их нам, не удастся. Мы были только рады такому развитию событий. И вот мы уже подъезжаем к месту, где предположительно похоронена знатная татарка Азиза. Под раскидистым орешником нам показали крупный камень, без надписей, который был установлен, чтобы обозначить место захоронения (см. фото)
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28428128/
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28426927/
Фарида Ханифовна рассказала, нам о том, что место в Азеево считается святым, и ей несколько раз доводилось видеть там односельчан, читающих дога (молитву). Осмотрев и сфотографировав могилу, мы отправились на поиски кургана. Курган оказался затерянным среди глубоких оврагов, в которых берет начало местный ручей Азеевка. Место нам показалось идеальным с точки зрения естественной защищенности. На небольшой территории образованной пересечением нескольких оврагов возвышается огромный холм, изрытый в нескольких местах кладоискателями (см. фотографию)
http://photofile.ru/users/ynaklich/1340642/28428272/
На обратном пути мы прогулялись по Азеевскому кладбищу, завезли и поблагодарили нашего экскурсовода. Теперь нам еще предстоит перепечатать материалы, переснятые с тетрадей Фариды Ханифовны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments