Абдиев Александр (ynaklich) wrote,
Абдиев Александр
ynaklich

Category:

Из записей Фариды Ханифовны Бисеровой (Бекбулатовой) об Азееве

Наконец, доходят руки понемногу переносить текст из рукописей уважаемой Фариды Ханифовны. Я специально ничего не исправлял. Текст судя по всему составлялся в советское время, но все равно любопытен.


До Великой Октябрьской революции 1917 года по административному делению царской России село Азеево относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губернии. Оно расположено недалеко от нижнего течения реки Мокша, на ее правом берегу в трех-четырех километрах от реки. Пойма реки исключительна богата заливными сенокосами, болотами и кустарниками. К востоку от поймы реки на возвышенности раскинулись обширные поля с плодородными почвами, незначительными оврагами и речными долинами.
Природные и климатические условия очень благоприятны для занятия земледелием, особенно животноводством.
В далеком прошлом, по имеющимся данным Касимовского краеведческого музея село Азеево входило в Касимовское ханство, жители которого давно занимались земледелием и животноводством, в частности, разведением лошадей. Обилие кормов способствовало разведению большого поголовья скота, особенно большого поголовья лошадей. В селе насчитывалось примерно к 1527 году (???) 1100 хозяйств и около 5000 голов лошадей, этим объясняется особая любовь татарского населения к лошадям.
В прошлом, то есть до Великой Октябрьской социалистической революции, жители села преимущественно были татары, татарское население примерно составляло 97-98%, русское население 2-3%.
Между татарским и русским населением постоянно существовала дружба, причем татары стремились овладеть русским языком и татарской грамотой, а русское население – владением татарского языка, и преобладающее большинство знает местный татарский язык. Национальная дружба окрепла особенно после Великой Октябрьской социалистической революции в годы социалистического строительства.
Существование до революции шести татарских религиозных приходов, шести мечетей с многочисленным татарским духовенством, большой и влиятельной группой буржуазии – баев, кулаков разжигало национальную вражду между татарами и русскими.
Однако трудовые слои населения всегда были и дружны и поддерживали друг друга.
Русского церковного прихода и церкви в Азееве не было. Русское население принадлежало к Богоявленскому церковному приходу. Давнишними и постоянными жителями села Азеева являются следующие русские хозяйства: Емяшевы, Канцеровы, Бияковы, Байковы, Голубевы, Никифоровы.
Резкое классовой расслоение среди населения началось после реформ 1861 года, особенно широкий размах оно приняло в конце XIX начале XX веков. Резкое классовое деление усиливается еще тем, что в конце XIX и в начале XX века многие жители села уезжают в города Москву, Ленинград, но больше всего в города Средней Азии: Ташкент, Самарканд, Бухару, Хиву, Андижан, Ашхабад, Наманган и другие. Обладая русским и татарскими языками становятся приемщиками хлопка, доверенными различных капиталистических компаний и сами становятся заводчиками, фабрикантами, купцами. Приток капитала из Средней Азии резко способствовал формированию местной буржуазии баев, помещиков, кулаков в селе Азеево.
Все крупные дома – двухэтажные, кирпичные были построены баями, муллами, кулаками, которые жили в Средней Азии, а в Азееве имели свое личное хозяйство: землю, луга, скот, наемных работников – батраков. Батраки в большинстве нанимались на сезон и были они в основном из окружающих русских сел: Узково, Степановка, Ляхово, Савватьма и других.
Средняя Азия в силу отсталости населения и в силу того, что татарский язык близкий к языкам народов Средней Азии и что мусульманская религия является общей для народов Средней Азии и татар, служила для многих ловкачей – жителей села Азеева «золотым дном» и за счет ее стали буржуазными баями следующие: Каиповы (Чумар), они же стали в нашей местности и помещиками. Имели в селе Азеево свое богатое хозяйство, наемных сельскохозяйственных рабочих, батраков и кухарок. Несколько сот гектаров купленного леса (Чумарский лес) и громадные стада в Казахстане.
Другим крупным баем и помещиком был Бурнашев Вяли (Симай), который имел в селе Ляхово имение, а в Казахстане большие стада овец.
Помещиками были также Урмановы (Никанор), которые имели свой хутор и несколько сот десятин земли в окрестностях села Азеева, теперь это место называется - «донбас». Им же принадлежал в Азееве канатный завод, который был расположен в задах русской улицы. Сарай этого завода, сделанный из досок имел длину 500 метров.
Был помещиком и состоял членом капиталистической компании в Москве Бурнашев Хусаин (Соломон). Эта компания вела обширную торговлю с заграницей каракулевыми шкурками, крупную оптовую и розничную торговлю вели следующие купцы: Танеев Абдулла (где был старый молзавод), Бурнашев Садек (Муртай) (где сейчас построился Бекбулатов Шавкет Хасанович на 13-й речной), Бурнашев Хусаин (Соломон). Они закупали в Оренбургской губернии большое количество козьего пуха и после обработки отправляли его в Москву и получали большие прибыли от оптовой торговли.
Обработкой пуха, то есть очисткой его от грубой шерсти занимались крестьянки – татарки за бесценок, сидя при керосиновой лампе ночами в течение всей зимы.
Имели свои магазины для розничной торговли в Азееве Танеев Абдулла, Батраковы Ариф, Карим, Ярлай, Шишкин Василий Иванович. Он же имел пекарню и вел торговлю белым хлебом. Эта местная буржуазия и духовенство жили за счет эксплуатации наемных рабочих, батраков, местного татарского и русского населения, за счет обмана народов Средней Азии накопили себе капитал и вели паразитический образ жизни. Паразитическая прослойка (баи, муллы, купцы-торговцы, кулаки) составляли 14-15% населения, а 85% трудового населения занимались земледелием и животноводством.
Трудовые слои населения – бедняки, середняки упорно трудились в течении всего сельскохозяйственного года и веками эксплуатировались баями и муллами. Несмотря на то, что были прекрасные луга и поля, трудовая часть населения жила в нужде, хозяйство их носило полунатуральный характер, то есть бедняки и середняки все необходимое для жизни производили сами, покупали только крайне необходимые товары, как, например, сахар, керосин, соль. Покупательская способность населения была очень низкая.
Царское правительство душило крестьянское население непосильными налогами, многие крестьяне не имели средств погасить налоги царского правительства, так как у крестьян доходы были незначительны, продукты сельского хозяйства были очень дешевы, а баи и торговцы вынуждали крестьян продавать еще по более низким ценам. Рынка сбыта продуктов сельского хозяйства для крестьян совершенно не было, самый крупный того времени уездный город Касимов находился от села Азеева на расстоянии 60 километров.
После окончания сельскохозяйственных работ крестьяне на своих лошадях извозничали, возили в зимний период для торговцев промышленные товары из Москвы (соль, керосин, мануфактуру и другие промтовары), а туда возили обработанный козий пух. Извлзничали многие крестьяне, ибо торговцы села Азеево продавали свои товары не только жителям своего села, но и жителям других сел. В числе извозчиков были следующие: Бисеровы Алим и другие (Асьпок), Бурнашевы (Исяй), Бурнашев Мухамедджан (Кадек) и другие.
Торговцы платили за привоз и отвоз товаров гроши, но крестьяне вынуждены были возить ибо других источников к существованию не было, а расходы были; надо было купить промышленные товары: соль, керосин, сахар, то что не могли они производить сами, хотя сахар употребляли очень мало, детям его давали перед чаем маленькими кусочками.
Железной дороги в нашей местности не было, через Сасово она была проведена только в начале XX века, поэтому основной грузопоток транспортировался на лошадях.
Так, постоянно в нужде находились трудовые слои населения до Великой Октябрьской социалистической революции.
В Азееве было 4 ветряные мельницы (где сейчас мастерские) и 2 паровые мельницы. Первая паровая мельница была у отца Каипова Ибрагима (Шабалай), вторая у Шимбакова Федора. Они и сбивали масло из семян льна и конопли.
Во время коллективизации 1930-1931 года первыми комсомольцами были Маматова Ханифя Мухамеджановна, Табеев Абидулла, Урманова Нафися и другие.

Вот так выглядят записи Фариды Ханифовны:
http://photofile.ru/users/ynaklich/1362735/29095996/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments