Шлем хана Шах-Али

Доспехи "русского воина" музей в Звенигороде

Да, я сильно удивился сходству в орнаменте щита и конструкции шлема с доспехами татарских воинов, но сотрудники музея ушли от дискуссии на тему "русского" происхождения доспехов. Кстати, под Звенигородом в свое время поселился казанский царевич Симеон или Сименей.

Шлем

Щит


А вот экспонаты из Тульского оружейного музея, но там честно написано, что доспехи иранского происхождения:

Шлемы

Щит
Шлем хана Шах-Али

Из записей Фариды Ханифовны Бисеровой (Бекбулатовой) об Азееве

Наконец, доходят руки понемногу переносить текст из рукописей уважаемой Фариды Ханифовны. Я специально ничего не исправлял. Текст судя по всему составлялся в советское время, но все равно любопытен. Read more...Collapse )
Шлем хана Шах-Али

Отчет о поездке в Азеево 3 июня 2006 года

Алёшино–Азеево

Ну, вот и удалось совершить давно задуманное путешествие. Еще зимой мы с моим другом из Казани Тимуром, собирались посетить несколько сел Рязанской области, в которых раньше жило преимущественно татарское население, поговорить с местными жителями, собрать информацию по истории сел. В пятницу 2 июня 2006 года, с трудом вырвавшись из Москвы, к ночи мы достигли Бастаново, где заночевали у моих родственников. В планах на субботу 3 июня было посещение сел Алёшино и Азеево.Read more...Collapse )
Шлем хана Шах-Али

Доспехи татарского воина XVI век

Побывал в воскресенье в Касимове и осуществил давнюю мечту, сделал несколько снимков татарского воина в местном краеведческом музее. Первый раз я их увидел на 850-летие Касимова и был поражен, тому насколько они искусно изготовлены и насколько красиво смотрятся. Ведь с детства у всех стереотип - татарский воин - защищен в лучшем случае шкурой. Дикарь. А тут пожалуйте - тонкая работа.
Шлем
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370653/
Щит
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370731/
Все остальное
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370801/
Шлем хана Шах-Али

Бастаново вид из космоса (Google)

Бастаново http://photofile.ru/users/ynaklich/1300800/27198175/

Азеево http://photofile.ru/users/ynaklich/1300800/27215316/

Обратите внимание на размеры кладбищ (масштаб и высота одинаковые). В Азеево кладбище в разы больше Бастановского. Логических объяснений этому нет пока, возможно само село Азеево древнее, так же вероятно, что в Бастаново раньше хоронили в других местах. В принципе в XIX веке Азеево было где-то в два раза крупнее Бстаново по количеству жителей, но Азеевский зярат превосходит Бастановский более чем в 2 раза.
Шлем хана Шах-Али

Предки азеевцев или просто однофамильцы

"История Татарии в документах и материалах" соцэкгиз 1937 стр.171

Челобитная служилого татарина Свияжского уезда деревни Новых Чирков, Бекбулата Бегишева на ясачного татарина князь Ишеевы сотни, на Ян и байка Урманова, в захвате пашенной и сенной земли и бортного ухожая

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой государев, Свияжского уезду служилой татарин, деревни Новых Чирков, Бекбулатко Бегишев: жалоба, государь, мне на ясачного татарина князь Ишеевы сотни, деревни Новых Чирков на Янбашка Урманова сына. Есть, государь, за мною, холопом твоим, твое царское жалованье - поместная земля и сенные покосы и вотчина бортной ухожаи, и тот, государь, Янибяк, своим насильством тое моей земли загон пахал девять годов, а два загона пахал четыре года и межи твоей поместной земли исполтил, да он же, государь, Янибяк, в моей вотчине свои насильством с трех старинных дельных деревень бортных отца моево и моих тавры стесал и свои тавры положил, и мед с тех бортеи вынимает и вотчину мою пустошит, и у меня, холопа твоего, с тех мест вотчина пустеет, пчелы не роятца, да он же государь, Янибяк косил же своим же насильством на моих сенных покосах сена по два года, по пятидесяти копен, а на третий год косил шездесят копен и меня, холопа твоего, учинил без сена, животинишко з голоду примерло, два быка, цена два рубля, да пять овец суягных, цена рубль. Милосердный государь, царь и великий князь Михайла Федорович, всея Русии, смилуйся, пожалуй, вели государь, мне на тово Янибяка в том дати свой царский суд и управу, а в приплоде, государь, у тех овец и в ево сенном и бортном и в пашенном насильстве, что государь ты укажешь. Царь государь, смилуйся, пожалуй.
Шлем хана Шах-Али

Азеево от слова Азеи

Азеи - хаджи, мусульмане, посетившие Мекку Источник: Примечание 40 стр. 133 "История Татарии в документах и материалах" соцэкгиз 1937
Шлем хана Шах-Али

Азеево - фамилии

8 мая 2006 года таки доехал до Азеева, кому интересно как ехать (Сасово - Глядково - Устье - Восход - Торопово - Азеево).
На въезде в село стоит указатель с датой основания 1649 год, что кажется не совсем правдой. Но музей местный пострадал при пожаре, а местные жители не смогли внятно объяснить появление именно этой даты. На сайте VGD нашел следующую информацию: АЗЕЕВО. С. Ермишевского района, в 20 км к Ю-З от Ермиши, в 4 км от правого берега Мокши, при ручье Азеевка. До 1923 относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губ. Имеет двойное название – «Эже-Азеево». Основано служилыми татарами в XVI в. Впервые упоминается в 1527. В 1595 учрежден ям – почтовая станция, на которой меняли лошадей проезжающим по Касимово-Елатомо-Темниковскому тракту. В 1649 принадлежало помещикам Бисюриным, в 1744/67 гг. – Маматову и Тугушеву. Согласно легенде, название происходит от похороненой в этом месте девушки Азизы.

Посятил местное кладбище, оно поразило своими масштабами, это не роща, это лес. В списках населенных пунктов за 1866 год указано что в Азеево было 4 мечети, 446 дворов, проживало 1878 мужчин и 1579 женщин. Итак среди памятников советского времени встречаются следующие фамилии:
Бекбулатовы
Бурнашевы
Бисеровы
Канцеровы
Каиповы
Абаевы - ? (попался один памятник)
Муратовы
Енгулатовы
Ерзины
Урмановы
Минаевы
Табеевы
Танеевы
Бахтизовы
Ермаковы
Девлесуповы
Хисамовы
Тамендаревы
Танташевы
Бегишевы
Беришевы
Каримовы
Хайруллины
Бигловы
Чанышевы
Если кто не согласен или имеет что добавить - милости прошу!
Шлем хана Шах-Али

О мечетях в Бастаново

Благодря Тахиру Абдурахманову появился новый документ. Документ из фонда Оренбургского Духовного Магометанского собрания, который хранится в Уфимском архиве.
В Бастаново было 2 соборных мечетей, одна из них построена в 1885 году, другая в 1888 году. Так же приводятся сведения о первых муллах и имамах. Часть записей неразборчивы. К мечетям приписаны 535 душ мужского и 545 душ женского пола.
Мухамеджан Фазиулевич Давлекамов 1857 года рожденья утвержден муллой в 1901 году.
Габдулла Хасанович Давлекамов 1881 года рожденья утвержден имамом 18 сенятбря 1923 года.
Хайрулла ... Девликамов 1830 года рожденья утвержден 11 января 1871 года.
Габдулла Хайруллович Тынчуров 1851 года рожденья утвержден 2 декабря 1897 года
Шлем хана Шах-Али

Азеево

Азеево на р.Мокше основано южными булгарами, прибывшими туда непосредственно из Приазовья и Подонья. Образовалось оно как казачья станица сторожей западных рубежей Волжской Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в конце XII – начале XIII вв. в связи с нападениями рязанских дружинников на Кадом и с историей Пургасовой Руси, выступавшей вместе с мордвой против нижегородских князей, поддержанных мордвой Пуреша и кипчаками (1229). Рядом с Азеево сохранились курганы-крепостцы, в которых, по преданию, сторожили какие-то богатыри. Азеево стояло на Ордобазарской дороге, связывающей Москву с городами Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а также с Саратовым. В середине XVI в. в Азееве находился промежуточный пункт – ям. Азеевские служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались торговлей. Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев табуны лошадей, торговали ими в центральный районах. При этом приносили большую пользу царскойказне – царские стряпчие отбирали одну из 10 приведенных лошадей. Кроме того, продавец или покупатель должен был вносить в казну налог. Позднее дорога выпрямляется – ям переводится из Азеева в другое татарское селение, в центр вновь организованного уезда – Темников. В Смутное время ямская служба приходит в упадок. Восстанавливается она только через несколько десятилетий. Служилые татары, обслуживающие ямскую службу, остаются не у дел, вынуждены искать более удобное место для жительства. Таким местом оказалось Припьянье, где уже образовались татарские поселения нового типа – деревни, жители которых могли заниматься и скотоводством, и земледелием.
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"
http://rybushkin.ucoz.ru/index/0-5