?

Log in

No account? Create an account
Бастаново
20 entries back

Date:2006-06-19 23:08
Subject:Доспехи "русского воина" музей в Звенигороде
Security:Public

Да, я сильно удивился сходству в орнаменте щита и конструкции шлема с доспехами татарских воинов, но сотрудники музея ушли от дискуссии на тему "русского" происхождения доспехов. Кстати, под Звенигородом в свое время поселился казанский царевич Симеон или Сименей.

Шлем

Щит


А вот экспонаты из Тульского оружейного музея, но там честно написано, что доспехи иранского происхождения:

Шлемы

Щит

3 comments | post a comment



Date:2006-06-19 22:39
Subject:Из записей Фариды Ханифовны Бисеровой (Бекбулатовой) об Азееве
Security:Public

Наконец, доходят руки понемногу переносить текст из рукописей уважаемой Фариды Ханифовны. Я специально ничего не исправлял. Текст судя по всему составлялся в советское время, но все равно любопытен. Read more...Collapse )

13 comments | post a comment



Date:2006-06-06 17:14
Subject:Отчет о поездке в Азеево 3 июня 2006 года
Security:Public

Алёшино–Азеево

Ну, вот и удалось совершить давно задуманное путешествие. Еще зимой мы с моим другом из Казани Тимуром, собирались посетить несколько сел Рязанской области, в которых раньше жило преимущественно татарское население, поговорить с местными жителями, собрать информацию по истории сел. В пятницу 2 июня 2006 года, с трудом вырвавшись из Москвы, к ночи мы достигли Бастаново, где заночевали у моих родственников. В планах на субботу 3 июня было посещение сел Алёшино и Азеево.Read more...Collapse )

29 comments | post a comment



Date:2006-06-05 22:27
Subject:Доспехи татарского воина XVI век
Security:Public

Побывал в воскресенье в Касимове и осуществил давнюю мечту, сделал несколько снимков татарского воина в местном краеведческом музее. Первый раз я их увидел на 850-летие Касимова и был поражен, тому насколько они искусно изготовлены и насколько красиво смотрятся. Ведь с детства у всех стереотип - татарский воин - защищен в лучшем случае шкурой. Дикарь. А тут пожалуйте - тонкая работа.
Шлем
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370653/
Щит
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370731/
Все остальное
http://photofile.ru/users/ynaklich/1339114/28370801/

10 comments | post a comment



Date:2006-05-13 23:40
Subject:Бастаново вид из космоса (Google)
Security:Public

Бастаново http://photofile.ru/users/ynaklich/1300800/27198175/

Азеево http://photofile.ru/users/ynaklich/1300800/27215316/

Обратите внимание на размеры кладбищ (масштаб и высота одинаковые). В Азеево кладбище в разы больше Бастановского. Логических объяснений этому нет пока, возможно само село Азеево древнее, так же вероятно, что в Бастаново раньше хоронили в других местах. В принципе в XIX веке Азеево было где-то в два раза крупнее Бстаново по количеству жителей, но Азеевский зярат превосходит Бастановский более чем в 2 раза.

post a comment



Date:2006-05-12 23:26
Subject:Предки азеевцев или просто однофамильцы
Security:Public

"История Татарии в документах и материалах" соцэкгиз 1937 стр.171

Челобитная служилого татарина Свияжского уезда деревни Новых Чирков, Бекбулата Бегишева на ясачного татарина князь Ишеевы сотни, на Ян и байка Урманова, в захвате пашенной и сенной земли и бортного ухожая

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой государев, Свияжского уезду служилой татарин, деревни Новых Чирков, Бекбулатко Бегишев: жалоба, государь, мне на ясачного татарина князь Ишеевы сотни, деревни Новых Чирков на Янбашка Урманова сына. Есть, государь, за мною, холопом твоим, твое царское жалованье - поместная земля и сенные покосы и вотчина бортной ухожаи, и тот, государь, Янибяк, своим насильством тое моей земли загон пахал девять годов, а два загона пахал четыре года и межи твоей поместной земли исполтил, да он же, государь, Янибяк, в моей вотчине свои насильством с трех старинных дельных деревень бортных отца моево и моих тавры стесал и свои тавры положил, и мед с тех бортеи вынимает и вотчину мою пустошит, и у меня, холопа твоего, с тех мест вотчина пустеет, пчелы не роятца, да он же государь, Янибяк косил же своим же насильством на моих сенных покосах сена по два года, по пятидесяти копен, а на третий год косил шездесят копен и меня, холопа твоего, учинил без сена, животинишко з голоду примерло, два быка, цена два рубля, да пять овец суягных, цена рубль. Милосердный государь, царь и великий князь Михайла Федорович, всея Русии, смилуйся, пожалуй, вели государь, мне на тово Янибяка в том дати свой царский суд и управу, а в приплоде, государь, у тех овец и в ево сенном и бортном и в пашенном насильстве, что государь ты укажешь. Царь государь, смилуйся, пожалуй.

post a comment



Date:2006-05-11 22:33
Subject:Азеево от слова Азеи
Security:Public

Азеи - хаджи, мусульмане, посетившие Мекку Источник: Примечание 40 стр. 133 "История Татарии в документах и материалах" соцэкгиз 1937

post a comment



Date:2006-05-10 20:01
Subject:Азеево - фамилии
Security:Public

8 мая 2006 года таки доехал до Азеева, кому интересно как ехать (Сасово - Глядково - Устье - Восход - Торопово - Азеево).
На въезде в село стоит указатель с датой основания 1649 год, что кажется не совсем правдой. Но музей местный пострадал при пожаре, а местные жители не смогли внятно объяснить появление именно этой даты. На сайте VGD нашел следующую информацию: АЗЕЕВО. С. Ермишевского района, в 20 км к Ю-З от Ермиши, в 4 км от правого берега Мокши, при ручье Азеевка. До 1923 относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губ. Имеет двойное название – «Эже-Азеево». Основано служилыми татарами в XVI в. Впервые упоминается в 1527. В 1595 учрежден ям – почтовая станция, на которой меняли лошадей проезжающим по Касимово-Елатомо-Темниковскому тракту. В 1649 принадлежало помещикам Бисюриным, в 1744/67 гг. – Маматову и Тугушеву. Согласно легенде, название происходит от похороненой в этом месте девушки Азизы.

Посятил местное кладбище, оно поразило своими масштабами, это не роща, это лес. В списках населенных пунктов за 1866 год указано что в Азеево было 4 мечети, 446 дворов, проживало 1878 мужчин и 1579 женщин. Итак среди памятников советского времени встречаются следующие фамилии:
Бекбулатовы
Бурнашевы
Бисеровы
Канцеровы
Каиповы
Абаевы - ? (попался один памятник)
Муратовы
Енгулатовы
Ерзины
Урмановы
Минаевы
Табеевы
Танеевы
Бахтизовы
Ермаковы
Девлесуповы
Хисамовы
Тамендаревы
Танташевы
Бегишевы
Беришевы
Каримовы
Хайруллины
Бигловы
Чанышевы
Если кто не согласен или имеет что добавить - милости прошу!

3 comments | post a comment



Date:2006-05-04 11:39
Subject:О мечетях в Бастаново
Security:Public

Благодря Тахиру Абдурахманову появился новый документ. Документ из фонда Оренбургского Духовного Магометанского собрания, который хранится в Уфимском архиве.
В Бастаново было 2 соборных мечетей, одна из них построена в 1885 году, другая в 1888 году. Так же приводятся сведения о первых муллах и имамах. Часть записей неразборчивы. К мечетям приписаны 535 душ мужского и 545 душ женского пола.
Мухамеджан Фазиулевич Давлекамов 1857 года рожденья утвержден муллой в 1901 году.
Габдулла Хасанович Давлекамов 1881 года рожденья утвержден имамом 18 сенятбря 1923 года.
Хайрулла ... Девликамов 1830 года рожденья утвержден 11 января 1871 года.
Габдулла Хайруллович Тынчуров 1851 года рожденья утвержден 2 декабря 1897 года

post a comment



Date:2006-04-14 11:05
Subject:Азеево
Security:Public

Азеево на р.Мокше основано южными булгарами, прибывшими туда непосредственно из Приазовья и Подонья. Образовалось оно как казачья станица сторожей западных рубежей Волжской Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в конце XII – начале XIII вв. в связи с нападениями рязанских дружинников на Кадом и с историей Пургасовой Руси, выступавшей вместе с мордвой против нижегородских князей, поддержанных мордвой Пуреша и кипчаками (1229). Рядом с Азеево сохранились курганы-крепостцы, в которых, по преданию, сторожили какие-то богатыри. Азеево стояло на Ордобазарской дороге, связывающей Москву с городами Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а также с Саратовым. В середине XVI в. в Азееве находился промежуточный пункт – ям. Азеевские служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались торговлей. Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев табуны лошадей, торговали ими в центральный районах. При этом приносили большую пользу царскойказне – царские стряпчие отбирали одну из 10 приведенных лошадей. Кроме того, продавец или покупатель должен был вносить в казну налог. Позднее дорога выпрямляется – ям переводится из Азеева в другое татарское селение, в центр вновь организованного уезда – Темников. В Смутное время ямская служба приходит в упадок. Восстанавливается она только через несколько десятилетий. Служилые татары, обслуживающие ямскую службу, остаются не у дел, вынуждены искать более удобное место для жительства. Таким местом оказалось Припьянье, где уже образовались татарские поселения нового типа – деревни, жители которых могли заниматься и скотоводством, и земледелием.
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"
http://rybushkin.ucoz.ru/index/0-5

post a comment



Date:2006-04-11 00:48
Subject:Еще раз о Бастанове - повторения.
Security:Public

Сегодня, наконец, получил по почте книгу: С.В. Черникова Дворянские имения Центрально-Черноземного региона России. Дальше больше...Read more...Collapse )

1 comment | post a comment



Date:2006-03-04 10:38
Subject:ТЮМЕНЕВЫ - мы заинтересованы в информации
Security:Public

http://tyumenevs.narod.ru/

Собираем информацию по селам Алешино и Ишеева Гора, а также по генеологии рода ТЮМЕНЕВЫХ. Если вам есть чем поделиться пишите на abdiev @ migmail .ru или timur-kazan @ rambler .ru

3 comments | post a comment



Date:2006-02-28 20:35
Subject:Еще генеологические схемы
Security:Public

Из книги Дворянские роды Российской империи том 3

Еникеевы
http://photofile.ru/users/ynaklich/1195921/24289878/
На сайте выбирайте оригинальный размер

Князья Мещерские
http://photofile.ru/users/ynaklich/1195913/24289743/

Царевичи и князья Сибирские и царевичи Касимовские
http://photofile.ru/users/ynaklich/1188968/24107353/

post a comment



Date:2006-02-23 20:17
Subject:Города Золотой Орды в XIV веке
Security:Public

http://photofile.ru/users/ynaklich/1188968/24107353/

Карта из Исторического музея, междуречье Мокши и Цны в XIII - XIV веках было частью северо-западной границы Золотой Орды.

post a comment



Date:2006-02-23 09:12
Subject:Енгалычевы - генеологическое древо
Security:Public

http://photofile.ru/users/ynaklich/1188377/24093947/

Из книги Дворянские роды Российской империи том 3

Открыл генеологическое древо и карту Рязанской области. Обнаружил вот такие совпадения в именах татарских мурз и названиях населенных пунктов.

Бедиш - Бедишево

Малах - Малахово

Бустан - Бастаново

23 comments | post a comment



Date:2006-02-23 09:11
Subject:Акчурины - генеологическое древо
Security:Public

http://photofile.ru/users/ynaklich/1188373/24093934/

Из книги Дворянские роды Российской империи том 3

Открыл генеологическое древо и карту Рязанской области. Обнаружил вот такие совпадения в именах татарских мурз и названиях населенных пунктов. Причем географически большая часть населенных пунктов приходится на предполагаемую территорию Конялского беляка (нижнее течение реки Цны):

Ханубек - Конобеево (Х часто превращается в К, так Ханеевы стали Канеевыми)
Хотя на происхождение данного названия имеется и другая точка зрения:
http://konobeev.narod.ru/ethimolog.htm

Мурат - Муратовка, Муратово

Бараш - Барашево

Кулай - Кулаевы Починки

Булаш - Балушево, Балушевы Починки

Ишей - Ишеева Гора (ныне часть села Алешино)

Мустай - Мутасьево

8 comments | post a comment



Date:2006-02-22 16:27
Subject:
Security:Public

Источник: Татарский энциклопедический словарь

Сасовские татары (бастанские татары), жители сел Бастаново, Теньсюпино, Большой Студенец, Алешино, деревни Тархань Сасовского района Рязанской области и села Куликово-Копани Туркменского района Ставропольского края (переселенцы из села Бастаново). Выделяются по бастанскому говору татарского языка и ряду культурно-бытовых особенностей. В формировании этнокультурного облика сасовских татар большую роль сыграло местное мишарское население при участии ногайских племен (илей).

Это уже из Интернета в подтверждение:
http://kultura.telecomnet.ru/mynews/actual0008.html

Новыми вехами усиления российского влияния стали присоединение Кабарды, Осетии и Грузии, затем вхождение в 1783 г. Крыма и Кубани, такие же движения владетелей Дагестана (см. в делах Госархива Астраханской области «Ордер генерал-аншефа И.В. Гудовича о принятии в российское подданство Мухаммеда-шамхала Тарковского и всего Дагестана» от октября-ноября 1792 г.). На осваиваемые Россией территории переселились украинцы-запорожцы (черноморцы), возник в 1794 г. г. Екатеринодар как центр Кубанского казачества. Через Царицын и Астрахань по Волге и в ставропольские степи переселялись казанские татары (частью из «новокряшен»), затем татары-мишари, меньше рязанские, касимовско-сасовские татары (с. Куликовы Копани ныне Туркменского р-на). Был начат победоносный (по следам и традициям Петра I) закавказский поход графов В.А. Зубова и И.В. Гудовича, но после 6 (18) сентября 1796 г., кончины Екатерины II войска были эвакуированы, а за ними христиане: грузины-православные, армяне (в т.ч. «курские» на Ставрополье, с родным азербайджанским) и григориане-таты. Для последних в 1799 г. был основан «заштатный» г. Святой Крест (арм. «Сурп-Хач»), далее «Прикумск», «Будённовск». Можно считать его вторым армянским городом в Предкавказье и, по переводу названия, «Ставрополем-четвёртым».

Вот так оказывается часть татар из Бастаново в конце XVIII века была переселена поближе к Кавказу. Кстати в самом Бастаново мне об этом никто никогда не говорил. И даже несмотря на переселение село осталось одним из крупнейших населенных пунктов. Также в подтверждение этого очень быстро в интернете по ключевому слово Куликовы Копани обнаружилось:
СПК “Куликово-Копанский” - пшеница, ячмень, просо, лен, горчица, мясо (говядина, баранина), шерсть, молоко
356557, с. Куликовы Копани, ул. Чапаева, 16
Председатель: Кливлеев Адель Хамитович (86565) 3-66-37

Клевлеевы, Кливлеевы, Клеблеевы - очень распространенная в Бастаново татарская фамилия.

2 comments | post a comment



Date:2006-02-21 10:46
Subject:Беляк
Security:Public

Беляк — податное объединение, основанное на общности владения бортными угодьями и платежа за них оброка медом. Предполагают, что беляки были объединены не только родством, но и наличием местного (инородческого) князька, который исполнял административные функции на данной территории.

Марийский ученый И.С. Галкин считает, что «беляк» — русифицированный марийский суффикс влак, образующий множественное число существительных. Исследователь реконструирует следующую цепочку: влак — плак — беляк, предполагая, что беляк означает родственников, объединенных между собой общностью территории, занятий и платящих единый налог государству (ясак, медвяный оброк). Подтверждает это и слово родственники — «родовлак», появившееся после присоединения марийцев и мордвы к Русскому государству.

Топонимия алатырских земель, напрямую связанная с многочисленными беляками (Сулеменский, Тургаковский, Кильдюшевский, Кердяшевский, Идеберский и др.), носит в основном антропонимический характер: названия образованы от дохристианских мордовских имен.

Еще одна версия
http://zubova-poliana.narod.ru/history-95.htm

Обезлюдела мордовская земля после Батыева погрома. На обширной территории, примерно в сто тысяч квадратных километров, осталось не более 60-70 тысяч человек. Полностью опустели степные и лесостепные районы. Южные поля заросли травой и сделались пастбищами кочевников.

На северные пепелища наступали леса. Уцелевшая часть населения отхлынула в северно-западные районы края — бассейны Пьяны, Теши, Мокши, Цны. Однако и сюда доходили башафы — сборщики дани. Они не только грабили разоренные села, но и уводили молодежь: юношей в ханское войско, девушек в рабство. Все лучшие ремесленники угонялись в орду. Пришли в упадок земледелие, ремесло, торговля. В глубоком кризисе находились общественные отношения. Почти вся феодальная верхушка погибла в боях с монголами. Именно этим большинство историков объясняет тот факт, что среди покоренных вассалов, приезжавших в орду за ярлыками на княжение, ни разу не упоминаются мордовские инязоры. Край распался на множество мелких владений, называемых по-тюркски «буляками». Во главе их стояли мордовские феодалы, называвшиеся по ордынской иерархии мурзами. Многие из них, пытаясь заручиться поддержкой ордынских феодалов, отдавали им в жены своих дочерей, сами женились на знатных татарках, принимали тюркские имена, переходили в ислам. Начиналась ассимиляция и тюркизация края, продолжавшаяся около 300 лет. За это время значительные массы мордвы отатарились, то есть переняли татарский язык, обычаи и забыли свое мордовское происхождение. Все же часть из них (каратаи) до сих пор сохранила мордовское национальное самосознание.

post a comment



Date:2006-01-19 15:08
Subject:О дороге!!! Подтверждение!
Security:Public

В.ПОХЛЕБКИН

ДВЕ САКМЫ БАТЫЯ

Два традиционных пути движения ордынских войск на Русь
из Заволжских столиц Золотой Орды (Сарая I и Сарая II) Read more...Collapse )

1 comment | post a comment



Date:2006-01-19 14:49
Subject:"ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА"
Security:Public

http://tatargazeta.hostonfly.ru/176.html

post a comment


browse
my journal